Работа с детьми ОВЗ в детском саду

       Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:

  • обследует детей,
  • даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.

Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

 

Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности

В законе «Об образовании в Российской Федерации» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

 Группы компенсирующей направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Тип ОВЗ

Количество детей в группах компенсирующей направленности

До 3-х лет

старше 3-х лет

Дети с задержкой психического развития

6

10

Дети с аутизмом

 

-

5

 

Подготовка детского сада к инклюзивному образованию

 

            К специальным образовательным условиям следует отнести:

· повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ методическую составляющую;

· изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование»

 

Для детей с ОВЗ в детском саду создана доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. Разработана адаптированная основная образовательная программа детского сада.

Базисом при написании программы послужил федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого и написана программа.

 

Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком:

- создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;

- корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка, педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе;

- разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями.

                            МДОУ

"Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида"

 

              СОЛНЫШКО